Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
История поп-музыки от Ветлицкой до Елки 1991-2011. Женя Белоусов
 
Отечественную поп-музыку принято ругать за безвкусицу, глупость, низкое качество, коррумпированность и вообще за то, что она существует. Тем не менее именно эти песни показывают по телевизору и крутят по радио, именно они окружают нас в общественном транспорте - и именно их мы все волей-неволей знаем наизусть. 'Афиша' составила список самых ярких и запомнившихся русских поп-хитов за последние 20 лет и выяснила историю каждой из них у создателей.

Женя Белоусов 'Девчонка-девчоночка' (1991)

Звезды советской эстрады, как правило, носили пиджаки и вообще выглядели как люди взрослые и солидные. Бывший солист ансамбля 'Интеграл' Евгений Белоусов, в биографии которого среди прочего имеется девятидневный брак с Натальей Ветлицкой, одним из первых понял, что бывают и другие варианты. Длинноволосый красавчик в куртке и джинсах, Белоусов выглядел как самый симпатичный парень во дворе и пел соответствующе: ему мы обязаны тем, что значительная часть населения страны до сих пишет слово 'девчонка' с буквой 'ё'.

Бари Алибасов
продюсер

'Имя 'Женя Белоусов' я придумал. До этого он выступал просто как Евгений Белоусов. Женя долго работал в 'Интеграле'. И если уж на то пошло, из 'Интеграла' он не ушел, а сбежал. Даже не так. Его украла Воропаева (Любовь Воропаева, поэтесса. - Прим. ред.). Просто украла. Увидев, как ездят по стране 'Комбинация' и 'Ласковый май', я начал постепенно раскручивать Белоусова как солиста. И вот как-то звонит мне Воропаева и говорит: 'Можно я твоего мальчика возьму записать песенку?' Тогда ведь никаких продюсеров не было. Все, как один, были сотрудниками филармонии. Поэтому, естественно, я Воропаеву воспринимал не как конкурента. Подумал - ну пусть записывают песню. А там еще, может, в 'Утреннюю почту' пропихнут. Через какое-то время мы с 'Интегралом' должны были ехать на гастроли в Великий Новгород. И Белоусов просто-напросто не пришел на вокзал. Такое в моей жизни было впервые. По советским законам, даже если артист уходил, он должен был подать заявление и еще два месяца отработать. Мы стояли на вокзале, а его все не было и не было. Звоню Воропаевой, спрашиваю: 'Не у вас там Женя Белоусов?' Она отвечает: 'Да. У нас'. Я такой: 'Как так?! Он же на гастролях должен быть! Поезд отправляется через восемь минут'. Она говорит: 'Да никуда он не поедет. Он больше у вас не работает'. Я уже ору просто: 'Как это не работает? Он, что, с ума сошел? Немедленно пусть выезжает'. Она послушала-послушала и отвечает: 'Да иди ты на х:' И буквально через три месяца начался бешеный успех Белоусова, когда, имея три фонограммы, он собирал стадионы'.

Игорь Матвиенко
композитор

'Кажется, за Белоусова похлопотал Саша Шаганов: мол, Женя сейчас расстается с автором, который ему писал, может, ему какой-то новый образ придумать? Я стал размышлять про этот новый образ, и почему-то мне в голову пришло ретро. Оригинальная версия 'Девчоночки' была записана как раз таки в ретрозвуке. И в клипе мы тоже изображали такую ретродискотеку. Эта дворовая тема, наверное, шла от Александра Шаганова. В нем это есть: с одной стороны, что-то такое народно-есенинское, с другой - такие 'ребята с нашего двора', он все время воспевал московские улицы, какие-то дворики. Такая тема - чисто пацанская, подъездная. И в 'Девчоночке' это тоже, конечно, есть - я ему морду набью и все такое прочее.

Женя уже тогда был суперзвездой. И, кстати, очень смешно ездил на гастроли. Выступал-то он на стадионах, но программа у него была на 25 минут. И вот он эти 25 минут работал, рядом со сценой стояла машина, после него выпускали какой-то балет - а он в эту машину садился и сразу уезжал.

Женя мне подарил магнитофон двухкассетный, 'Соньку', на который я двадцать лет записывал демки. Вот как раз сегодня слушал какие-то наброски, которые на него напел. Причем, что самое удивительное, - до сих пор работает! И кстати, это единственная вещь, которую я от Жени получил. Просто подарок. Денег он мне никаких не платил, потому что я тогда считал так: вот есть мой проект - а тут меня просто попросили несколько песен написать'.

Александр Шаганов
поэт, автор текста

'С этой песней была комедийная история. Игорь мне говорит: 'Смотри. Вот там есть первая строчка - 'он не любит тебя нисколечко'. Пусть ее, скажем, поет Алла Пугачева. Вторую - 'у него таких сколько хочешь' - Кристина Орбакайте. Третью - 'отчего же ты твердишь, девчоночка' - поют родители Володи Преснякова. А сам Пресняков, значит, завершает: 'он хороший, он хороший'. С этим я и предстал перед Пугачевой. Великая певица меня внимательно выслушала и сказала: 'Вы с Игорем, конечно, популярные молодежные авторы, но:' Короче - запишите лучше с Женей.

Мы с Женей давно знакомы были, еще до его популярности. И я ему говорю: 'Женька! Чего ты все про девчонок-то поешь? Пора уже какой-то новый этап начинать. Вот давай, такие строчки: 'Распростился я с юностью вешней,/Но осталось похмелье весны,/Я гуляю веселый и грешный/По бескрайним просторам страны'. Но записали в итоге все-таки 'Девчоночку'. А та песня с рефреном 'давай, наяривай, гитара семиструнная' стала не менее популярной в исполнении Коли Расторгуева.

Женя и до этой песни был уже топовым артистом. Помню, тогда только поляроиды появились - и Женя как раз себе купил. Сделали несколько снимков. На одном меня перекособочило, на втором у Матвея (Игоря Матвиенко. - Прим. ред.) глаз такой: И на всех трех стоит Женя с ослепительной улыбкой: 'Ребята! Да мне в день приходится фотографироваться раз сто!'

В песне обязательно должна быть некая душевность, теплота. И наверное, она идет из наших детских ощущений и воспоминаний. Вот у Жени был этот образ парня из московского двора, в брюках клеш, который девушку ночью в незнакомый район провожает. В 1970-1980-х же это было нормально. На улице было привычно угостить кого-то сигаретой, одолжить две копейки на таксофон. Сегодня все куда более разобщенно, к сожалению. Общество сегодня заточено на получение удовольствия. Оттого и такое успокоение, сон глубокий и осознанный. И музыка в большей степени как фон. Видимо, мы северная страна. Чтобы мы в жизни шевелились, необходимо нас как-то подмораживать'.

Интервью: Елена Ванина (Алибасов), Александр Горбачев (Матвиенко, Шаганов)


Оригинал статьи: http://www.afisha.ru/article/russian-pop/page3/